История предприятия

 

Середина 70-х годов прошлого века стала горячим временем для Ленинградского проектного машиностроительного бюро «Рубин» – это  были годы создания подводных лодок третьего поколения – самых больших, самых мощных, самых глубоководных. Новые корпусные материалы, новейшее оборудование, вооружение и новые характеристики скрытности требовали от проектного бюро максимальной отдачи в поиске оптимальных технических решений. Параллельно с созданием подводных лодок нового поколения строились и модернизировались лодки хорошо зарекомендовавшего себя проекта 667А (667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ), а также дизель-электрические ПЛ, позднее широко экспортировавшиеся во многие страны мира.

Строительство ПЛ осуществлялось одновременно на нескольких заводах. Сложность проектов, непрерывное совершенствование технологии строительства требовали присутствия проектанта во многих местах. Основным строителем ПЛ являлось Севмашпредприятие в городе Северодвинск. Именно тогда назрела необходимость образовать в Северодвинске постоянное представительство – филиал ЛПМБ «Рубин», которое способствовало бы оперативному решению тысяч технических вопросов и снизило командировочные нагрузки на специалистов «Рубина».

Руководство бюро неоднократно обсуждало вопрос о создании филиала в Министерстве судостроительной промышленности, и, наконец, 7 мая 1978 года был подписан приказ об образовании в Северодвинске подразделения бюро – Северного филиала ЛПМБ «Рубин».

Первой и главной задачей было укомплектование филиала кадрами, требовались инженеры, имеющие опыт проектной работы – решить эту задачу помогли судостроительные предприятия города и СевмашВТУЗ, готовящий специалистов для судостроения и судоремонта. Одновременно происходило «внедрение» филиала в производственный процесс – необходимо  было найти свое место в сложных условиях производства и в непростых отношениях заводов-строителей и проектанта. Главная задача коллектива заключалась в конструкторском сопровождении строительства кораблей. Основной закон прост: завод-строитель любую работу выполняет только по чертежу. В любом случае, техническое решение должно быть правильным и быстрым, завод-строитель не может стоять или даже «притормозить в работе». Все это требует от конструктора быстрых решений и даже работы на упреждение. Тесная связь с производством, личные контакты с руководством предприятий, со строителями, мастерами основных производств, заводскими конструкторами и технологами позволяла во многих случаях предупредить появление сложной ситуации или сложного технического вопроса, решение которого способом переделки уже изготовленного неправильно потребовало бы времени и дополнительных затрат.

Объемы строительства впечатляли! Одновременно на стапелях в строительстве, модернизации и ремонте находилось более 10 корпусов ПЛ создаваемых по различным проектам. Объем конструкторской документации достигал нескольких десятков тысяч чертежей верфи, количество выпущенных предварительных извещений для внесения изменений в чертежи достигало 40 тысяч по одному проекту. Все эти документы проходили через филиал.

Конструкторское сопровождение строительства и ремонта кораблей – традиционная функция проектанта, но время поставило и другую задачу – утилизацию выводимых из эксплуатации ПЛ. Руководство бюро возложило решение этой задачи на филиал. Работа эта была важной и требовала поиска многих новых технических решений.

Годы перестройки стали для филиала сложным временем – резко сократилось финансирование строительства заказов, необходимо было искать новые направления деятельности. И только благодаря полученному ранее опыту работы по конверсионным программам  филиал, ставший исходя из экономических трудностей к тому времени хозрасчетным дочерним предприятием, сохранил и квалифицированных специалистов и свое место в новой, рыночной, экономике.

            В настоящее  время предприятие с успехом выполняет все возложенные на него работы, и договорные обязательства.